Минерал Шоу

Полезная информация о ювелирном деле

Самые популярные драгоценные камни: алмаз (бриллиант), хризоберилл (александрит), берилл (изумруд), корунд (рубин, сапфир).

Самые популярные полудрагоценные камни: берилл (аквамарин, морганит или воробьевит, гелиодор), гранат (пироп, родолит, альмандин, спессартин, гроссуляр (гессонит, цаворит), андрадит (демантоид)), кварц (горный хрусталь, дымчатый кварц или раухтопаз, цитрин, аметист), турмалин (рубеллит, верделит, дравит, индиголит, арбузный, полихромный), хризоберилл (цимофан), корунд (лейкосапфир, звездчатые корунды), шпинель (благородная шпинель, ганошпинель, рубицелл), цоизит (танзанит), топаз, диопсид (хромдиопсид), циркон (гиацинт, бесцветный циркон), оливин (хризолит), благородный опал (белый, черный, королевский, джиразоль, арлекин).

Самые популярные поделочные камни: кварц (розовый кварц, морион, кварц-волосатик), кварц поликристаллический (авантюрин, кварцевый «кошачий» глаз, «тигровый глаз», «соколиный глаз»), кварц скрытокристаллический (халцедон, хризопраз, сердолик, гелиотроп, моховой агат, пейзажный агат), мраморный оникс, яшма, полевые шпаты (беломорит, лабрадор, амазонит, солнечный камень, лунный камень), гипс (селенит), нефрит, жадеит, гидрогроссулярит,малахит, родонит, чароит, гематит, лазурит, бирюза, природные стекл (обсидиан, молдавмт), опал (молочный, желтый, розовый, голубой, оранжевый опал; кахолонг; празопал; гиалит).

Самые популярные камни органического происхождения: ископаемые смолы (янтарь), коралл, жемчуг культивированный(жемчуг речной, жемчуг морской), перламутр, гагат.

Самые популярные синтетические или искусственно выращенные камни: синтетические камни, не имеющие природных аналогов (фианит, фабулит, линобат, синтетические гранаты (ИАГ, ГГГ)), синтетические камни, имеющие природные аналоги (алмаз, муассанит, корунд, шпинель, александрит, изумруд, берилл разного цвета, кварц и его разновидности, фенакит, касситерит, рутил, бирюза, опал, малахит). Камни можно облагородить с помощью окраски пигментами, пропитки маслом, воском или пластмассой, а также с помощью нагревания или облучения.

Качество камней определяется их цветом, чистотой (прозрачностью) и блеском.
Цвет
зависит от способности камня поглощать световые волны определенной длины. Многие камни обладают схожими цветами, а разновидности одного и того же камня могут иметь разную окраску. Кроме того, цвет камня может меняться в зависимости от характера освещения.
Чистота (прозрачность) камня зависит от имеющихся внутри включений (инородныхтел или нарушений кристаллической структуры), газовых или жидкостных пузырьков, трещин или присущей кристаллу высокой степени поглощения света.
Блеском называют отражение света от поверхности камня. Различают следующие виды блеска: металлический, алмазный, стеклянный, жирный, перламутровый, шелковистый, восковой, смолистый. Камни, не имеющие блеска, называют матовыми. Природный блеск может быть улучшен шлифовкой и полировкой.

Оптические эффекты в камне:
Авантюриновый эффект (авантюресценция) – оптический эффект, проявляющийся в сверкании многочисленных мелких бликов внутри камня. Этот эффект обусловлен отражением от пластинчатых включений. Впервые этот эффект был обнаружен в стекле, полученном в Венеции. Там он был вызван медными частицами, случайно попавшими в стекло. Название произошло от итал. ventura – случай или удача. Позже природный камень, похожий на это стекло, был назван авантюрином. Этот эффект наблюдается в авантрине и солнечном камне.
Адуляризация – эффект, характерный для лунного камня, разновидности адуляра. Ограненный в виде кабошона, он обладает голубовато-белым мерцанием, которое при повороте камня скользит по его поверхности. Причина адуляризации- пластинчатая внутренняя структура.
Александритовый эффект – изменение цвета камня в зависимости от освещения. Присущ многим минералам, наиболее ярко выражен у александрита.
Астеризм (звездчатость) – оптический эффект в виде трех-, четырех-, шести-, и двенадцатилучевой звезды, наблюдаемой при отражении света от упорядоченных включений или тончайших каналов в прозрачных или просвечивающих минералах. Встречается у рубина, сапфира, хризолита, шпинели, розового кварца и др.
Дисперсия. У бесцветных и отшлифованных камней иногда можно наблюдать красочную игру света, которая возникает в результате расщепления белого светового луча на лучи спектра(фиолетовый, синий, голубой желтый, оранжевый, красный). Это явление называется дисперсией. Оно .вызывает сияние, световую «игру» - важнейшее свойство прозрачных драгоценных камней. Дисперсия у отдельных камней различна. Отчетливо она проявляется только у бесцветных или слабо окрашенных камней, так как окраска камней ослабляет дисперсию, а огранка может ее усилить. Дисперсия ярко проявлена в бриллианте, цирконе, демантоиде, сфене, касситерите.
Иризация – яркая радужная цветовая игра на основе разложения света в месте трещин, включений, на поверхностях тонких пленок. Ярко проявлена у лабрадора.
Кошачий глаз – оптический эффект в виде тонкой переливчатой полоски, возникающей при отражении света от микроскопических параллельно ориентированных игольчатых включений или пустот. Этот эффект встречается у многих драгоценных и полудрагоценных камней. Различают кошачий глаз (зеленый), соколиный (голубой, синий), тигровый (коричневый, золотисто-желтый), и т.д.
Опалесценция – молочно-белый или голубоватый отлив, сияние, возникающее в результате рассеяния света мелкими (1 мк и меньше) включениями; наблюдается в обычном опале, розовом кварце и др.
Опализация – радужная игра цветов, обусловленная разложением света на слоях частиц кремнезема, содержащихся в камне; этот оптический эффект характерен для благородного опала.
Полихромная (зональная) окраска – разноцветная неравномерная окраска камня. Существуют два типа цветовой зональности – поперечно-полосатая (цветовые зоны расположена поперек кристалла) и концентрическая (цветовые зоны расположены вдоль его главной оси). Встречается у турмалина, топаза, кварца.

Твердость драгоценных камней определяется шкалой твердости Мооса. В этой шкале каждый минерал царапается всеми последующими и сам царапает все предыдущие минералы.
1 – тальк, 2 – гипс, 3- кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6- ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз

Огранка – процесс обработки камня и его результат, характеризующийся определенным видом поверхностей, степень совершенства пропорций, симметрией и качеством финишной обработки.
Виды огранки: круглая (57, 17, или 33 грани), квадратная (33 грани), багет прямоугольный (33 грани), маркиз (55 граней), овал (57 граней), грушевидная (56 граней), сердце (57 граней), изумрудная, триллиант, бриолет, кабошон (шаровой и конический), звезда Кэра, ступенчатая, английский бриллиант.
Назначение огранки – максимально выявить красоту ограненного камня и помочь продемонстрировать присущие ему свойства. Для цветных камней главным является цвет, а для бесцветных – сверкание и «игра».

Меры веса.  В международной торговле драгоценными камнями в качестве единиц веса наиболее широко применимы карат, грамм и вес.
Карат – единица массы для взвешивания самоцветов. Название произошло от семян средиземноморской акации (carob tree). В 1914 году карат был стандартизирован во всем мире как карат метрический (кар). Один карат равен 0.2 грамма. В 1 грамме содержится 5 каратов, в 1 унции системы авердюпойз – 141.747 карата, в 1 тройской унции – 155ю517 карата. Карат равен 4 гранам (единица измерения массы жемчужин и мелких необработанных алмазов) и 100 пойнтам (единица массы мелких ограненных алмазов).
Грамм. Для полудрагоценных и поделочных камней в качестве единицы массы обычно используют грамм (г).
Гран. Единица массы, используемая для взвешивания необработанных алмазов и жемчуга. 1 гран = 0.25 кар.

 Сплавы, которые использует в ювелирном деле:
Бронза
это сплав меди с оловом, алюминием, кремнием. Бронза используется для производства предметов интерьера: подсвечников канделябров, статуэток и других.
Латунь это сплав меди с цинком, содержащий не менее 50% меди с добавками свинца, олова, никеля, железа, и других металлов.
Мельхиор это сплав меди с никелем (80% меди и 20% никеля. Мельхиор используется для изготовления филиграни и предметов сервировки стола.
Нейзильбер это сплав меди с никелем и цинком. Нейзильбер используется для изготовления изделий с природными камнями.
Золото. При изготовлении ювелирных изделий применяют сплавы золото с добавками (лигатурой). Самое распространенное количество золота в сплаве – 58.5%. Медь и платина повышает твердость сплава, серебро понижает температуру плавления. В зависимости от состава сплава меняется цвет и оттенок золота: Серебро и платина дает сплаву золота более светлый оттенок, медь придает красный оттенок, железо придает синий оттенок, кадмий придает зеленый оттенок, цинк, никель, и палладий придают белый цвет. В настоящее время очень популярны украшения из белого сплава золота, состоящего из золота (75%), серебра, меди и никеля.
Серебро. В ювелирном производстве применяют серебряно-медный сплав, содержащий либо 87.5% серебра и 12.5% меди, либо 92.5%серебра и 7.5% меди. Такой сплав обладает достаточной механической прочностью, имеет блестящий белый цвет и хорошо полируется. Изделия из низкопробных сплавов достаточно быстро покрываются темным налетом.
Платина. В ювелирном производстве применяют сплав, состоящий из платины и иридия. Применяют его в основном для изготовления оправ для колец, серег, брошей при креплении бриллиантов жемчуга и светло окрашенных камней.
Палладий. Это металл платиновой группы серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий. По своим химическим свойствам палладий несколько уступает платине. С 2001 года из палладия изготавливают ювелирные украшения и корпуса наручных часов.
Родий. Это голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, твердый и хрупкий. Используется для покрытия изделий из серебра.

Филигрань или скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры из гладкой проволоки различной толщины или из проволоки, скрученной из двух-трех нитей, а затем сплющенной в ленточки.
Виды филиграни:
1. Ажурная – кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком.
2. Фоновая – филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:
Гладь – круглая проволока различной длины, сечением от 1.2 до 1.3мм.
Зернь – мелкие металлические шарики размером от 0.2 до 2 мм.\
Колечко – круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской или круглой глади, круглой или плоской «веревочки». Используется, в основном, для набора фоновой филиграни.
Филигрань может быть плоской и объемной.
Плоская ажурная филигрань – броши или фигурки.
Объемная ажурная филигрань – вазы кубки, шкатулки.
Объемная фоновая филигрань - кулоны, серьги конусных или цилиндрических форм.

Эмаль это особый вид стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Тонкий слой эмали наносят на металлические поверхности и закрепляют обжигом, в результате которого она превращается в блестящую массу с устойчивыми яркими цветами
Виды эмалей:
Выемчатая – эмаль, наносимая в углубление изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением.
Перегородчатая – на пластику устанавливают или напаивают перегородки из плоской проволоки. Пространства между ними заполняют эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контурами рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная – пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись иногда покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

Чернь имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления, выгравированные на поверхности металлического изделия, и образует плоский цветовой контраст.

Глиптика – изготовление гемм (рельефных драгоценных и поделочных камней). Геммы с выпуклым изображением носят название камеи, с углубленным – инталии. С древности геммы служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Для их изготовления использовали мягкие (стеатит, гематит, серпентин) или твердые (сердолик, халцедон, хрусталь) камни, обрабатывая их вручную или с помощь несложных станков с вращающимися резцами. В античные времена для глиптики применяли, прежде всего, агат, аметист, яшму, карнеол и оникс. Существуют резные изображения на алмазах (бриллиантах).

Астроминералогия и литотерапия
В античные времена и в Средние века появление драгоценных камней связывали с небесными светилами, и каждому из них был приписан драгоценный камень, обладающий магическими свойствами. Постепенно камни стали рассматриваться в качестве связи человека с Солнцем, Луной и зодиакальными созвездиями, а также как воплощение магических или целительных сил. Знаменитые ученые прошлого Аристотель, Диоскорид, Альбертус Магнус в своих трудах упоминают о том, как можно лечить и предотвращать болезни с помощь драгоценных камней. При этом, еще 450 лет назад врач, минералог, геолог и коллекционер Георг Бауэр (Агрикола) осудил верования в сверхъестественные свойства минералов: «Что касается сил, которые маги приписывают некоторым камням и самоцветам, я не скажу ничего. Достоинство и пристойность обязывает ученого полностью их отвергнуть».
Проверенных сведений о целебном действии драгоценных камней не существует до сих пор, и ученые объясняют это воздействие результатом самовнушения (психотерапевтическим эффектом). Единственно верный критерий выбора камней и ювелирных украшений с камнями – исключительно личные эстетические предпочтения человека.