Минерал Шоу

22 февраля 2018

КРУГЛЫЙ СТОЛ "В ПОДДЕРЖКУ РУДОЗНАТЦЕВ". ИТОГИ

Главными темами обсуждения Круглого стола, который состоялся 16 февраля 2018 года стали: правовая оценка частного геологического коллекционирования в условиях современного Российского законодательства, влияние Федерального закона от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" на работу просветительских и образовательных учреждений, а также детско-юношеских геологических объединений,  влияние Федерального закона от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" на формирование внутреннего рынка ювелирного, ювелирно-поделочного минерального сырья и иных коллекционных геологических материалов, а также обеспечение рационального использования недр посредством попутной добычи ювелирного, ювелирно-поделочного минерального сырья и иных коллекционных геологических материалов при добыче традиционных полезных ископаемых.

Место проведения Круглого стола отнюдь не случайно. Здание в котором сегодня расположен Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского, ранее принадлежало Московскому государственному геологическому институту и по праву носило статус альма-матер Советской Геологии. Организаторы и участники круглого стола выразили глубочайшую благодарность дирекции ГГМ им. Вернадского и Юрию Николаевичу Малышеву за предоставленную возможность провести мероприятие в овальном зале музея.

В рамках Круглого стола свой доклад представил Секретарь Бюро Совета РО СР в Краснодарском крае Тимур Татьянченко, обративший внимание участников Круглого стола на крайне низкий уровень оформления лицензий на право пользования недрами в целях сбора минералогических, палеонтологических и иных геологических коллекционных материалов, а также ряд сложностей, возникающих при формировании заявительного пакета, подаваемого в органы местного самоуправления  представителями малого бизнеса.  Данная деятельность, по сути, является деятельностью по спасению объекта геологического коллекционирования, зачастую признаваемого в дальнейшем культурной ценностью. Также, по словам участников заседания, в законе о недрах есть порядка сорока определений, которые прописаны неточно, что приводит к разночтениям.

Весьма полным и остро указывающим на избыточные риски и возможность негативного воздействия на предпринимательскую среду новейших изменений 414 ФЗ, был доклад  генерального директора ООО "Минерал – Шоу" Игоря Дубяго, приехавшего для участия в Круглом столе из Екатеринбурга. В частности Игорь Дмитриевич указал на возможность использования данного нововведения в целях конкурентной борьбы в среде предпринимателей, а также на то, что такого уровня линейка штрафов может поспособствовать росту коррупции и создать дополнительные риски для жизни и здоровья самих представителей правоохранительных органов.

Также следует отметить важность предложения, внесенного генеральным директором ООО "Мир Камня" (Санкт-Петербург), кандидатом геолого-минералогических наук, Ириной Рахмановой, которая предложила ввести амнистию на уже существующий на руках у коллекционеров и камнеобработчиков камнесамоцветный материал, подпадающий под действие статьи 7.5, 414 ФЗ. Несмотря на то, что данный материал мог накапливаться десятилетиями и на вполне законных основаниях,  в свете последних изменений он может сослужить дурную службу его владельцу, не сохранившему торгово-закупочных документов.

Выступление Первого Вице-президента Российского геологического общества РосГео, председателя общественного совета Федерального агентства по недропользованию, кандидата технических наук, Евгения Фаррахова, указало на риски, сулящие системе геологического образования и геологоразведочной отрасли в целом "кривое" правоприменение статьи 7.5, 414 ФЗ.

Кроме этого, не малое количество вопросов по данному нововведению возникло  у представителей геологических музеев. Так, к примеру, директор Государственного минералогического музея имени А.Е. Ферсмана, доктор геолого-минералогических наук Павел Плечов и начальник отдела хозяйственного учета и музейного экспонирования "Музея Самоцветы" Дмитрий Лисицин совместно с представителем Гохрана России, в лице советника управления по работе с ценностями Госфонда России Светланы Попковой в своих сообщениях отметили: отсутствие внятной корреляции нововведенного термина "полудрагоценные камни" с уже существующими и применяемыми в практике терминами "ювелирные" и "ювелирно-поделочные" камни,  необходимость создания особого порядка хранения полудрагоценных камней,   и проблему кадрового обеспечения экспертных органов в связи с явно возрастающим числом диагностируемого материала в свете правоприменения статьи 7.5, 414 ФЗ.

Подытоживая выступления участников Круглого стола Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям,  кандидат экономических наук Сергей Крючек отметил, что в становлении предпринимательской деятельности в части производства и реализации декоративно-камнерезной продукции, а также ювелирной продукции на базе ювелирных и ювелирно-поделочных камней представителями малого бизнеса, существуют пробелы, в частности, в законодательном сегменте. Одним из таких "камней" преткновения, очевидно, становится и вводимый термин "полудрагоценные камни" отторгаемый профессиональным сообществом, что само по себе уже не может оставаться без внимания профильного комитета Госдумы, а также других профильных ведомств. Кроме этого, Сергей Иванович озвучил готовность к совместной работе по данному направлению вплоть до организации парламентских слушаний по данной теме в случае возникновения такой необходимости.

Рассмотрев и обсудив возможные варианты правоприменения Федерального закона от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в отношении реализации конституционных прав граждан России, участники Круглого стола отметили приоритетность задач по охране и рациональному использования недр. Поддержали инициативу представителей малого бизнеса, общественных объединений и некоммерческих организаций по созданию и развитию геологических музеев, детско-юношеских геологических объединений, предприятий и частных мастерских по обработке ювелирного, ювелирно-поделочного минерального сырья, реализацию на практике геологических экскурсий как первоначального этапа развития геологического туризма. Россия располагает огромным потенциалом для развития геологической научной школы, камнерезного ремесла, геологического и экологического туризма. Создаваемые музеи, декоративно-камнерезные предприятия и мастерские, выставки ярмарки создают не только рабочие места и повышают налогооблагаемую базу регионов, но и способствуют созданию комфортной туристской среды, наполняют рынок сувенирной продукции товарами отечественного происхождения.

Итоги работы Круглого стола, включая предложения его участников по вопросам формирования законотворческих инициатив, направленных на оздоровление внутреннего рынка камнесамоцветного сырья и декоративно-камнерезной продукции, а также поиска возможных путей совершенствования законодательной базы России в части сбора и добычи ювелирного, ювелирно-поделочного минерального сырья и иных коллекционных геологических материалов, оформлены в виде Резолюции, которая в ближайшее время будет направлена в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Источник: http://kuban.spravedlivo.ru/005154640.html