Автор статьи — Надежда Петровна Ахметшина – искусствовед, член Союза художников декоративно-прикладного искусства России. Первое высшее образование по специальности «Технолог по художественной обработки материалов» получила в Московском государственном горном университете. Защитила дипломную работу на тему «Облагораживание демантоида методом
термообработки». С отличием закончила магистратуру Московского государственного художественно- промышленного университета им. С. Г. Строганова. Автор научных публикаций, посвященных вопросам художественной огранки и ювелирного искусства.
Из истории демантоида.
«А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?» Так заканчивается знакомый всем с детских лет сказ Павла Бажова «Серебряное копытце», но мало кто знает, что речь здесь вовсе не о хризолитах, а о драгоценных демантоидах Сысертского месторождения.
Долгое время этот редкий гранат ошибочно принимали за необыкновенный по своему блеску и игре хризолит. В 1868 году неподалеку то Нижнетагильского завода учёный Нильс Густав Норденшельд случайно нашел окатанные зерна незнакомого ему минерала. За яркую игру и блеск исследователь нарек его демантоидом, что буквально означает алмазоподобный.
Несколько зерен нового минерала естествоиспытатель направил в Петербургский горный институт, где его описал смотритель музея полковник В. В. Нефедьев, ошибочно причислив к «оливинной породе».
В 1871 году академик Петр Васильевич Еремеев еще раз исследовал демантоид и сделал вывод, что это известково-глинозёмный гранат, разновидность гроссуляра. Однако и это была ошибка.
Окончательную точку в определении демантоида поставил в 1879 году горный инженер А. А. Лёш, установив при помощи химического анализа, что это известково-железистый гранат, андрадит. Причем исследовал он не только образцы, найденный Нордельшёльдом неподалеку от Нижне-Тагильского завода, но и так называемые «хризолиты» с реки Бобровки, которые оказались полными химическими аналогами нордельшёльдевских находок.
Так стало понятно, что открытое в 1874 году коллекционером Александром Васильевичем Калугиным и его отцом неподалеку от Бобровки крупное месторождение хризолита, на самом деле — первое месторождение нового необыкновенного зеленого граната демантоида.
Из воспоминаний Василия Александровича: «Дело происходило летом 1874 года. Однажды, неспешно путешествуя из деревни Полдневой в Верхний Уфалей, мы наречке Поскакухе, левом притоке реки Полдневой, нашли три галечки минерала желтовато-зеленого цвета. С первого взгляда они очень походили на хризолит. Так обнаруженный нами минерал и был второпях наречен. В ту пору мы еще не знали, что немного ранее нас, кажется, в 1871 году, подобные галечки были встречены в районе Нижнего Тагила. Их поначалу тоже отнесли к оливиновой породе. Но тагильские оливины оказались демантоидами. Название было дано от французского слова диамант — алмаз или камень, алмазу подобный. А так как полдневские хризолиты оказались сродни тагильским и на самом деле были не оливином, а зеленой разновидностью граната, их начали назвать также демантоидами. Торговцы же и гранильщики по-прежнему величали минерал хризолитом. Так и усвоилось за ним два названия: для науки — демантоид, а среди рядовых тружеников камня — хризолит».
Вскоре минерал становится поистине царским камнем. В 1883 году в честь коронации Александра III было создано серебряное блюда, украшенное императорским вензелем, сложенном из демантоидов. На костюмированных балах, которые любил устраивать русский император
корсажи и головные уборы придворных дам были щедро украшены золотисто-жёлтыми и зелёными демантоидами.
Всемирная слава алмазоподобному гранату пришла после Всемирной выставки в Париже в 1889 году.
Пасхальное яйцо «Весенние цветы», Карл Фаберже, 1899 г.
Пестики цветов украшены уральскими демантоидами, Музей Фаберже, г. Санкт-Петербург.
Благодаря своему яркому цвету, блистательной игре (дисперсия демантоида выше, чем у бриллианта) минерал становится любимейшим камнем как русских, так и западноевропейских ювелиров. Удачным для демантоида было и то обстоятельство, что его выход в свет совпал с новым увлечением художественных кругов натурализмом, появлением стиля Ар Нуво, с присущими ему флоральными мотивами. Травянистый цвет уральского граната как нельзя кстати подходил изображению бутонов, цветов, листьев, стеблей.
Для американского рынка уральский гранат открыл штатный геммолог фирмы Tiffani & Co Джозеф Кунц. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году демантоид блистал в природных мотивах украшений известной американской ювелирной марки.
Брошь, Jaques & Marcus, жемчуг, демантоиды, бриллианты, золото, ок. 1882–92 г. г., музей Метрополитен, Нью-Йорк
Украшение для волос королевы Анны, опалы, демантоиды, серебро, медь, эмаль, Луи К. Тиффани , 1904 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вместе с популярностью и всемирной славой растет и его стоимость, и объемы добычи. К началу ХХ века общая сумма продажи минерала составляла порядка 300 тыс. рублей золотом в год. Популярность демантоида нашла свое отражение в романе Александра Ивановича Куприн «Гранатовый браслет»: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.»
А это уже писал сам герой «Гранатового браслета» телеграфист Желтков в письме к княгине Вере: «Посредине, между большими камнями, Вы увидите один зелёный. Это весьма редкий сорт граната – зелёный гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам, отгоняет от них тяжёлые мысли. Мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Окруженный романтическим флером демантоид стал одним из главных камней русского модерна.
Список литературы.
1. Ахметшин Э. А. Демантоиды на ювелирном рынке. Неделя горняка -98″ МОСКВА, МГГУ
2. Будрина Л.А. Демантоид — камень модерна 2019, Ювелирное искусство XIX – начала ХХ века: материалы Международной научной конференции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, 20-22 сенятбря 2018 года. Сб. статей / Культурно-исторический фонд «Связь времен», Музей Фаберже в Санкт-Петербурге; науч. ред. М.Н. Лопато, отв. Ред. К.В. Проничева
3. Электронный ресурс: Каталог минералов. История демантоида. URL:
https://catalogmineralov.ru/article/269.html
4. Владимир Филатов. Алмазоподобный // Наука и жизнь. — 2017. — № 4
5. Электронный ресурс: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/16942
6. Электронный ресурс: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/16840
7. Электронный ресурс:https://demantoid-ural.ru/istoriya-demantoidov-1/
Этот контент доступен только пользователям. Если вы зарегистрированы, пожалуйста, войдите на сайт. Новые пользователи могут зарегистрироваться ниже.